В мире44

«Не должно быть так, что в один день мы приглашаем, а в другой — депортируем» — бывший премьер о проблеме белорусов в Литве

Бывший премьер Литвы в 2016-2020 годах, а ныне депутат литовского Сейма Саулюс Сквернялис высказался в интервью LRT по поводу информации о том, что в Литве может находиться около тысячи белорусов, представляющих угрозу национальной безопасности. Боятся ли в Литве ЧВК «Вагнер», правильно ли закрывать погранпереходы на границе с Беларусью и что делать с тысячами белорусов, которые сейчас живут в Литве?

Саулюс Сквернялис. Фото: AP Photo / Mindaugas Kulbis

— Сейчас много говорят о закрытии пограничных переходов с Беларусью, хотя еще в первых числах августа представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что группа «Вагнер» не представляет особой угрозы для Польши и других союзников по НАТО, а позже то же самое повторил представитель НАТО. То, как должна реагировать Литва, обсуждалось и на заседаниях Комитета Сейма по национальной безопасности, членом которого вы являетесь. Закрывать, минировать или просто наблюдать?

— Картина в нашей стране сейчас самая разная — от паники до спокойствия. Понятно, что я не могу раскрыть всю информацию, которая прозвучала, но, на мой личный взгляд, самая большая проблема заключается в том, что наши институты, наверное, не имеют полной картины того, что происходит в Беларуси.

Группа активна, у них есть цифры, но внутри, скажем так, какие цели сформулированы, какая стратегия — этого нет. Мы вынуждены полагаться на наших партнеров, как вы упомянули, на те источники, на наших партнеров по НАТО, которые говорят, что Беларусь не может представлять реальной угрозы сегодня, но мы не можем расслабляться. Это террористическая организация, наемники, которые жестоки, которые воевали в Украине и в Африке, и воевали достаточно жестоко, которым нечего терять, и, самое главное, мы не знаем, какие надежды возлагает на них тот же белорусский режим или Кремль.

Поэтому мы должны быть готовы, наши службы должны быть готовы к охране и защите границы, но паниковать не надо.

— То есть вы бы сказали, что не надо закрывать эти два КПП вообще, или что лучше закрыть все, или закрыть больше двух пунктов? Каково было бы ваше предложение?

— Только если мы хотим каких-то радикальных решений, и мы для этого созрели, но, повторюсь, это не только литовское решение. Давайте не будем забывать, что есть соседние Латвия и Польша, и это совместное решение, но мы, по сути, перекрыли бы все движение, и движение людей, и движение товаров в Беларусь.

Возможно ли это, логично ли это сегодня, соответствуют ли обстоятельства, должны решать, конечно, высшие политические инстанции трех государств.

Что касается закрытия КПП, то да, я согласен. Не секрет, что наши возможности тоже ограничены, не хватает и пограничников, и таможенников, и, возможно, закрытие этих двух пунктов связано не с появлением группы «Вагнер», а с тем, что трудно эффективно контролировать и людей, и товары в плане борьбы с контрабандой.

В этом есть логика, но следует также сказать, что наши возможности ограничены, и, закрыв эти два пункта, мы переключим наши возможности на другие пункты и будем эффективно контролировать людей и товары.

Не будет возможности ввозить контрабанду, а лица, пересекающие границу, будут проходить полную проверку, чтобы они действительно не представляли для нас угрозы и чтобы вдруг не оказалось, что люди, получившие вид на жительство в Литве, а таких, по имеющимся данным, более тысячи, все же представляют угрозу нашей национальной безопасности. Этого не должно быть.

— Спикер Сейма в эти дни говорит о том, что на новой сессии, которая начнется ровно через месяц, вновь будет обсуждаться унификация ограничений для белорусов и россиян, поскольку для белорусов сейчас есть некоторые исключения. На ваш взгляд, следует ли отменить эти исключения?

— В зависимости от того, какой сигнал мы хотим послать. Вначале мы посылали сигнал, и это делали члены нашего правительства, что все приезжайте сюда, особенно специалисты в области высоких технологий, информационных технологий, мы их примем, мы их разместим…

Но оказалось, что мы впустили почти тысячу человек, которые представляют угрозу. Если мы хотим сейчас исправить эти ошибки, то можно сказать: да, надо вводить ограничения.

Другой посыл — политический. В Беларуси появилась террористическая организация, и ко всему этому букету, с точки зрения белорусского режима, добавляются те, кто убивал людей на Украине, кто убивал мирных жителей, кто убивал жестоко, кто вел войну, кто оккупировал другую страну, и кто сейчас присутствует в соседней стране или ее части.

— Теперь о тех тысячах, о которых вы упомянули, которые, тем не менее, могут представлять угрозу. В Вильнюсе, вы, конечно, заметили, что очень сильно увеличилось количество русскоязычных людей, часть из которых, конечно, украинские беженцы, или не беженцы, а украинцы, а часть — белорусы и русские. Но контролирует ли сегодня государство, кто эти русскоязычные, ведь, например, Польша уже объявила, если я не ошибаюсь, об аресте 16-го шпиона. В Литве такой информации нет, или, может быть, она просто не публикуется, потому что не должна публиковаться, или, может быть, их здесь вообще нет? Что известно о таких лицах в Комитете по национальной безопасности и обороне Сейма?

— Я не могу разглашать, что говорится в комитете, какие материалы поступают, но есть два варианта.

Давайте сейчас подумаем: если говорят, что около тысячи человек все еще представляют угрозу, могут представлять угрозу, значит, проверка была проведена некачественно. Или другой вариант: если у нас таких людей, как Вы сказали, нет, в отличие от Польши, то, может быть, мы очень хорошо провели проверку перед выдачей вида на жительство?

Получается, что [эти утверждения] противоречат друг другу, потому что если бы проверка была такой качественной, то мы бы сегодня не говорили о депортации тысячи таких людей. Дело в том, что лазейки есть, и эти люди, безусловно, отслеживаются, и я могу подтвердить, что наши власти не спят, они отслеживают их.

Число тех, кто приехал и кто получил разрешение, конечно, велико. Теоретически, не только теоретически, но вполне вероятно, что, возможно, формальная сторона этих людей, которые сюда приехали, безупречна, но мы видим, что есть и неформальная сторона, которая часто прорывается в такого рода бытовом общении.

В социальных сетях появилось видео, где, предположительно, человек, получивший временный вид на жительство в Литве и приехавший из Беларуси, говорит, как белорусский режим, и его лексика ничем не отличается от лексики господина Лукашенко.

Здесь есть пробел, и, возможно, как я уже сказал, после всех этих изменений, после переезда группы «Вагнера», есть возможность посмотреть на это по-другому. Но, конечно, не должно быть так, что в один день мы их приглашаем, а в другой — депортируем.

А что будет, если большинство из этих депортированных окажутся в тюрьмах Беларуси и будут содержаться в нечеловеческих условиях? Кто возьмет на себя ответственность за это? Эти шаги должны быть очень ответственными и взвешенными.

Комментарии4

  • Охтас
    12.08.2023
    бабруйчанін, я всякий раз удивляюсь беларусам, которые до сих пор не поняли главный тезис этого вопроса. И также удивляюсь беларусам, которые спасаясь от диктатуры, поехали в Лиетуву.
    Люди, вам нужно объяснять в чём вы ошибаетесь? Как вы с таким наивным отношением к жизни вообще дожили до своих лет и не забыли как дышать?!
  • Казік
    12.08.2023
    Навошта ім было ўступаць у НАТА, калі для іх пагроза гэта калі ў чалавека 2 рукі і 2 нагі.
  • бабруйчанін
    12.08.2023
    Охтас, ??? Іііі разпавядзі разтлумачь??? )) нідасведчанным шчырым беларусам..каб ні паслалі...???
    З падобнымі вумнікамі у рєале я ..ні размауляю

Сдают в аренду коттедж погибшего хоккеиста Цыплакова в Дроздах. Вот интерьеры ФОТО14

Сдают в аренду коттедж погибшего хоккеиста Цыплакова в Дроздах. Вот интерьеры ФОТО

Все новости →
Все новости

В Южной Корее открыли необычный Starbucks — с возможностью наблюдать за жителями КНДР2

Сотрудник детского сада из Австралии в течение 20 лет насиловал детей1

Экспорт российского оружия обвалился по сравнению с 2021 годом в 14 раз

Алеппо за три дня? Сирийские повстанцы вошли в крупнейший город Сирии. Эрдоган снова вонзил ятаган в спину Путина11

Официозную политинформацию начали проводить и на частных предприятиях4

Завершили реставрацию Нотр-Дама в Париже ФОТО

Герой освобождения Мариуполя в 2014 году стал командующим Сухопутными войсками ВСУ3

Чтобы вернуть своих солдат из плена, Украина готова обменивать их даже на коллаборантов и останки советского разведчика

Ангела Меркель заявила, что Россия «не должна выиграть войну»4

больш чытаных навін
больш лайканых навін

Сдают в аренду коттедж погибшего хоккеиста Цыплакова в Дроздах. Вот интерьеры ФОТО14

Сдают в аренду коттедж погибшего хоккеиста Цыплакова в Дроздах. Вот интерьеры ФОТО

Главное
Все новости →